ПОБЕДА ЖИЗНИ И ЛЮБВИ

«За тех, кто в море» -- так называется композиция. Три кубка-кораблика. Такие во времена петровской старины назывались «потешными». Романтика, оптимизм, радость, победа над стихией. И всего-то это зовется «ювелирным изделием». Трудно поверить, что создал эту работу человек, которому оставалось на ту пору жить всего 12 дней.

Что при словах «ювелирное изделие» представляется нормальному обычному человеку? Автор провел блиц-опрос среди попавших под руку знакомых. «Ограбление», «кольцо», «браслет», «бриллиант». Ассоциации с природой или древней архитектурой, с историей или любовью не пришли в голову никому. При том, что в принципе мы знаем, что ювелирное искусство – это ИСКУССТВО, способное выразить многое, что есть Фаберже и именитые современные мастера.

Потешные кубки Владимира Глунина
«За тех, кто в море» - последняя работа мастера… Жила-была Светлана, мечтавшая стать художницей. И мечта потихоньку осуществилась. Поступила в Ярославское художественное училище, писала маслом. В городе с гордым названием Сокол встретила Владимира Глунина, тоже молодого художника. Решили пожениться и уехать в Вологду. «С детства я любила Вологодский кремлевский дворик, Софийский собор, церкви по берегам реки, « -- вспоминает Светлана Глунина. Она писала маслом и акварелью, а он занимался «ювелиркой». И, как всегда, когда двое очень близких людей объединены общими интересами (в данном случае – оба художники), они и в свободное время говорили о работе. «Он рассказывал мне все, что знал о коллекциях Эрмитажа, об изделиях Фаберже. Теперь не у кого спросить, а я в свое время не догадалась спросить, почему его, еще когда он закончил 8 классов, это все заинтересовало…» -- вспоминает Светлана. Он работал, а она продолжила учебу в Питере, на художественно-графическом факультете института Герцена. Вернулась – и стала помогать мужу, он работал на заводе в Вологде, производившем изделия – серьги, брошки – в технике эмали. Стала изучать историю и технологию ювелирного дела. А потом пошла учеником на завод, и ей говорили: «Ну надоест же тебе, изо дня в день делать одно и тоже…Максимум на 4 года хватит»

В 1992 году завод закрыли на пару месяцев -- коллективный отпуск. А Светлану как раз пригласили на «Русский пленэр». И после этого она поняла, что друзья были правы: «Я больше не могу, буду делать свое.» Уволилась.

…Работы, которые сейчас выставлены в одном из залов Вологодской картинной галереи – начиная с удивительных «Камней» и заканчивая теми самыми «потешными» кубками – это быстротечный миг, несколько лет идеального сотрудничества двоих, которые понимали друг друга с полуслова. Великолепный загадочный «Сирин», нежные эмалевые гарнитуры с цветами и птицами, портреты на эмали – людей, составивших славу и честь нашей истории и культуры…Появлялись заказы. Проявили интерес музеи. Участие в выставках в Москве, в Питере, на Западе.

Но профессия ювелира – вредная, приходится дышать всякой дрянью и пыдью. А живущий в Вологде художник-ювелир не так уж богат,чтобы обезопасить себя от всех вредностей. Вместо дорогостоящей вытяжки в мастерской обходились форточкой. Результат – рак легких. И на лечение в дорогих заграничных и даже наших клиниках денег, конечно, не было.Пять лет назад Владимира не стало (ему было всего 40 лет), и Светлана осталась одна. А в их мастерской до сих пор на стенах висят тарелки в технике старинной севернорусской бело-голубой перегородчатой эмали.

-- Мне кажется, что он где-то рядом, но приходится работать с другими ювелирами. И понимание есть, но такого, как было, не будет никогда. Но я работаю. В Вологде у нас первая с ним совместная персональная выставка -- вот именно только сейчас...

В Светланиных эмалях – и освоители «Русской Америки» Кусков и Баранов, и Петр Великий, и почитаемый на Севере Никола Чудотворец.

-- Бывает, конечно, трудно. Особенно трудно -- без него. Но появляются заказы –  тогда и деньги появляются, и ощущение того, что твои работы нужны и востребованы. В связи с тем, что многие наши работы куплены музеями, организовывать свою выставку в других городах сложно. Это согласовательные процедуры всякие… А из Вологды я не хочу никуда уезжать. Вы спрашиваете: не хочется ли мне переехать в крупный город? Да я бываю в Петербурге, в Москве, и друзья-художники есть везде. Мне этого достаточно. Здесь же прекрасный климат для художника, особая атмосфера. Здесь я не песчинка в мироздании…

…В канун Нового года людям было не до музеев и не до выставок. Поэтому 30 декабря мы бродили по галерее в полном одиночестве. Как будто дремали на безлюдье портреты 18 – 19 веков. А в этом зале цвели цветы, сияли куполами северные монастыри и плыли корабли.

Светлана ГАВРИЛИНА

Hosted by uCoz