НОВЫЙ ГОД В ГОРОДЕ МАСТЕРОВ

Колокольня в концце Ленинградской
(бывшей Санкт-Петербургской) улицы
стоит без шпиля -
нет средств на реставрациюНакануне Нового года корреспондент «НВ» написал, что до самого Нового года не раскроет тайну, куда он направится встречать этот самый Новый год. Даже сотрудники редакции не смогли выпытать этой тайны. На самом деле было запланировано посещение Города Мастеров. Так позиционирует себя древний Каргополь.

… От ближайшей железнодорожной станции несколько раз в день ходят автобусы. А когда их нет – то частники-водители.

Сложно сказать, чем нашему частнику не приглянулся именно Георгий Боос. У последнего, не исключено, лицо горело в тот вечер (не будем подозревать, что икалось – все же человек солидный), и он думать не думал, что среди лесов Архангельской губернии кто-то клянет его последними словами, олицетворяя в нем все зло, если не мировое, то по крайней мере исходящее от верховной российской власти. Вторым врагом оказался П.П. Бородин. Чубайс делил третье место с немалым сонмом российских политиков.

Но дорога кончилась. И не стало ни Бооса, ни Бородина, ни Чубайса.

Появился город, рукописная история которого некогда передавалась из рук в руки, а потом была утеряна – последний владелец ее, именитый купец, умер, аукционная продажа его имущества привлекла множество скупщиков, и труд, переходивший от рода к роду, исчез…

Этот город находится там, где из озера Лача (по-другому – Лаче) вытекает река Онега. На Лачу был сослан Даниил Заточник. Значительно позднее в Каргополе был казнен вождь крестьянского восстания Иван Болотников (его именем названа улица). А откуда взялось само название – неизвестно. Примитивная этимология: вороны КАРкали на ПОЛЕ. Другие варианты – финно-угорского звучания: Кархунпооли, Каргапала – то есть некие финно-угорские аллюзии.

…Еще в 70е годы студенты и аспиранты, ездившие в диалектологические экспедиции, привозили смешные и радующие глаз глиняные фигурки: утушки-свистульки, козликов, зайчиков, барышень в шляпах и мужичков в лапоточках. Это знаменитая каргопольская глиняная игрушка. На самом деле в 16 – 17 веках Каргополь был в списке 10 главных торговых городов России и городом ремесленников. Плотники и резчики по камню, кузнецы и гончары, золотошвейки и кожевники жили здесь. По указу Петра Первого отсюда отправляли народ на строительство и обживание Петербурга «на вечное житье с женами и детьми».

… На Руси серьезный торговый центр всегда был обилен  храмами. Где шла торговля и кипела жизнь – одна за другой возводились церкви, где бывало много людей – там нужна была духовная почва и слава.Так было и здесь. Деревянные храмы, разумеется, не сохранились – память о них осталась лишь в исторических документах и этнографических очерках, среди которых самые известные – С.П. Кораблева (середина 19 века) и Ф.К Докучаева-Баскова (1913 год). Но каменные храмы остались.

Но когда читаешь очерк 1913 года – удивляешься многочисленным совпадениям с днем нынешним. Множество лавок, находящихся под одной крышей – и теперь десяток разноплановых магазинчиков в двухэтажном деревянном здании с печным отоплением…Звон колокольчиков, оживлявших тишину Няндомского тракта – и автомобили частников, катающих туристов именно по этому пути.

В городе отчасти разрешен мучающий весь Север кризис теплоснабжения. Очень просто – и на автостанции, и на почте, и в магазинах здесь отопление печное. Этакие автономные альтернативные источники тепла. В немногочисленных панельных домах – беда. В гостинице работает душ – по этому поводу горожане за плату заранее перед Новым годом заказали мытье в душе (в котором холодно неимоверно, но вода горячая пару раз на дню)…

Знаменитые игрушки мы покупаем в продовольственном магазине у автостанции. Там заодно «телефон-автомат»: пользование городским телефоном за 3 рубля, а также «камера хранения» за плату. Что делать – вот и кассирша на той же автостанции исполняет функцию универсального справочного – объясняет, когда идут на железной дороге (куда еще надо добираться) поезда на Вологду, Архангельск, Питер и Москву, сколько стоят билеты и когда прибывают поезда в точку назначения.

Железная эта дорога (Вологда – Архангельск) в свое время лишила местное население многовековых источников дохода, связанных с транзитом посуху и по Онеге. Захирели промыслы. На 1913 год оставался «на плаву», пожалуй, только один – массовый сбор росших здесь в изобилии грибов рыжиков… Их, в частности, возили большими партиями в Питер.

…А в 60е годы уже прошлого века жила здесь такая бабушка –Ульяна Бабкина. Расписывала жизнерадостными узорами глиняные игрушки, такие же, фрагменты которых находили в пластах додревних времен. С нее-то и началось возрождение народных умений. В среде старинного города, среди белокаменных храмов и деревянных домов с узорными наличниками, дело пошло. Стали ездить художники, этнографы и просто фанаты русского Севера. С 1989 года (когда отмечали столетие со дня рождения бабушки Ульяны) появились фестивали народного творчества. Лоскутное шитье, плетение кружев, роспись по дереву – все стало оживать. Между прочим, если в самом Каргополе изделия народных мастеров стоят недорого – то стоит отъехать подальше, и за такое же странное улыбающееся существо с ветвистыми рожками и расписной спинкой вы заплатите втрое больше…

 

Светлана ГАВРИЛИНА

Hosted by uCoz