В сентябре в Великом Новгороде будут праздновать... 1140-ю годовщину образования Российского государства. Потому что в 862 году в древний город был призван на княжение Рюрик, а в 1862 году здесь был открыт памятник "Тысячелетию России". Но как же! Ведь три года назад новгородцы широко отмечали 1140-летие со дня основания города тем же Рюриком... Так это по совсем другой летописи. Впрочем, тогда же губернатор Михаил Прусак в очередной раз переизбирался. Вот и погуляли.
На этот раз Михаил Михайлович надеялся, что очередному российскому веселью придадут статус государственного. И даже направил соответствующее письмо президенту Владимиру Путину. Говорят, президента идея заинтересовала и он дал указание Александру Волошину подготовить соответствующие документы. Но потом, как выяснилось, нечто похожее по поводу Старой Ладоги президенту писал губернатор Ленобласти. А губернатор Псковщины Евгений Михайлов вообще прилюдно обиделся на коллег: "Вы своими идеями портите празднование 1100-летия Пскова, намеченное на 2003 год".
В результате гулять будем, но на свои. С историей же пусть разбираются историки, а не политики. Политики, когда в наш древний город приезжают, любят радовать народ своей эрудицией. Мол, Великий Новгород, вече, предтеча российской демократии... Наверное, начитались в школе Радищева, Герцена и декабристов. Или Карамзина. Тот вообще рассказывал о десяти тысячах новгородцев, которые "по зову вечевого колокола" бежали на площадь. Но археологи давно уже выяснили, что место, где проводилось вече, занимало площадь не более тысячи квадратных метров. Причем "вечники" там не стояли, а сидели. И было их поначалу 300, а потом 500 человек. Бояре, домовладельцы и "житье люди", то есть зажиточные горожане незнатного происхождения. То есть демократия, но для очень узкого круга, как и ныне.
Зато имелась некая коллегиальность. "Вечников" избирали в концах (городских районах) Новгорода. И келейности при принятии решений не было: вече собиралось под открытым небом, так что простой люд мог приходить и слушать, кричать, возмущаться или радоваться. То есть гласность, как сказали бы сейчас, была.
Государственниками новгородцы были грамотными. Они почему на княжение варягов приглашали? Не потому, что среди своих толковых государственников не было. Просто не хотели, чтобы одна из местных элит над другой возвысилась (как сегодня "питерские" воюют с "ельцинскими")... И кстати, были два жестких условия. Во-первых, ни князь, ни княгиня не имели права вотчины, то есть не могли владеть землями на Новгородчине. Во-вторых, князю было запрещено собирать оброк. Новгородцы это делали сами, а князю выделяли средства на содержание, как сегодня говорят, аппарата да на дела государственные.
Свои нюансы имелись и в период расцвета Вечевой республики. С конца XIII века каждый конец города выбирал "кончанского посадника", а один конец - Славинский - сразу двух. Шестерка избранных составляла совет, а вече назначало кого-то из них степенным посадником, то есть избирало главу государства, президента если хотите. Отчитывался он раз в год, и по итогам работы - коли не справился - мог быть заменен, но только на кого-то из шестерки.
Когда представитель, к примеру, Неревского конца становился степенным посадником, остальные переходили в оппозицию. Критиковали. Возмущались. Потом сами приходили к власти. Таким образом, возникала стабильность на основе частой сменяемости власти и оппозиции.
А погубила Вечевую республику... олигархия. В 20-х годах XV века многим так власти хотелось, так хотелось до "бюджетного пирога" (знакомая по нынешним временам картинка, не правда ли?) дотянуться, что перевыборы проходили аж два раза в год. А в совет избирали сперва 24 посадника, потом вообще 36 человек. Все боярство в итоге сгруппировалось вокруг "пирога". Так возникла олигархия.
В середине века народ стал жаловаться, что "нет суда праведного, изъезже великое, плач и стон, рыдание и крик" идут по земле Новгородской. Боярство, конечно же, сплотилось, но и народ против него объединился. И когда пришел Иван III, власть оказалось некому защищать. Кто будет биться насмерть за коррупционеров, таких, к примеру, как посадники Щил и Добрыня? Надо заметить, что в 1999 году новгородские археологи на Троицком раскопе нашли любопытную грамоту XII века. В ней сообщается, что посадник Гюрета поручил некоему Туку провести следствие о воровстве и взяточничестве в высших, как сегодня говорят, эшелонах власти. Государь Московский Иван III сперва сюда шел всего лишь спорные Двинские земли забрать. А в итоге республика уступила место монархии.
Между прочим, даже такое понятие, как "семья", в те времена существовало. По словам известного археолога академика Валентина Янина, был такой посадник Юрий Онциферович, который руководил государством от Прибалтики до Урала, от Ледовитого океана до Волоколамска. Стали изучать, чем его усадьба отличалась от усадьбы "рядового" боярина. Вроде бы ничем. А потом выяснилось, что его родственникам полтора десятка усадеб принадлежало.
Так изменилось ли что-нибудь с тех времен?
АНДРЕЙ КУЛИКОВ, Великий Новгород
Фото автора