О Выгореции сегодня известно крайне мало. Причем постарались не только атеистические власти Советского Союза, но и вполне религиозные царские правительства. Поэтому многие никогда не знали, что до недавнего (в историческом масштабе) времени на территории Олонецкой губернии, современной Карелии, располагалась фактически суверенная республика - Выгореция. Впрочем, точно так же у нас мало известно и о раскольниках. Информация о них в основном черпается обывателями из оперы Мусоргского "Хованщина"...
Представьте себе, что вас - молодого писателя, музыканта, художника, в общем, "творческого человека" - на всю оставшуюся жизнь забривают в стройбат. Не на какую-нибудь войну в тыловой стройбат, причем навсегда! Именно такая беда постигла русское православие в XVII веке, когда реформы патриарха Никона вогнали юную, духовно самобытную Русь в тиски поздневизантийских богослужебных норм.
Филофеевский миф "Москвы - Третьего Рима" был идеологической основой Российской империи (Рим - Константинополь - Москва). Но те, кого, как ни парадоксально, назвали позже старообрядцами, оставили "падший Третий Рим", названный ими Вавилоном. И возродили древний русский миф града Китежа, ушедшего на дно в темные времена, который должен непременно вернуться. Еще один парадокс: обычно принято считать, что религиозные консерваторы выступают гонителями свободы - как и было в ту эпоху в Европе, где свирепствовала папская инквизиция. На Руси же все случилось в точности наоборот: именно "ревнители древлего благочестия" оказались самой гонимой и свободолюбивой социальной группой.
Сам термин "старообрядчество" представляется неадекватным, поскольку акцентирует внимание не на духовном своеобразии этого широкого и традиционного народного движения, а на его внешней атрибутике. Кроме того, он не был самоназванием - это никонияне нарекли русских традиционалистов "старообрядцами" и "раскольниками". Какого-то единого "старого обряда" вообще не существует - богослужения поморцев существенно разнятся.
Некоторые и поныне борются с собственным образом "старообрядцев" как престарелых неграмотных бородачей, не имеющих с действительностью ничего общего. На самой почитаемой в Выговской пустыни иконе "Спас Благое Молчание" Христос изображен без бороды, в почти "юношеском" облике.
Для названия этого духовного феномена можно использовать термин "младоверие" - он лучше всего передает и этнический возраст нации, и часто физический возраст его участников. Первые младоверы во многом потому и вызвали на себя гнев официальных властей, что создали невероятный по тем временам собственный, общероссийский, но негосударственный духовный мир с тайными сообщениями, конспиративными квартирами, подземными ходами и т. д. Порою они переписывались шифрограммами, а в обычных письмах намеренно путали реальные названия с мифологическими. Относительно же их недоверия к "чужим людям" расхожи самые нелепые и агрессивные фантазии. Однако некоторая отчужденность младоверов от окружающей их обывательской массы (которая все же имела место) вполне компенсировалась их открытостью к духовному и культурному богатству самых разных народов и эпох - от античной Греции до буддизма.
Подобный очаг духовной и культурной свободы не мог не вызывать антипатию у официальной церкви и властей. Впрочем, младоверы отвечали вполне адекватно. Д. Островский жаловался: "К православной церкви, священникам и миссионерам многие старообрядцы относятся довольно враждебно. Церковь, по мнению некоторых из них, "овощное хранилище", храмы - "конское стойло", "хлев"... Православных мирян старообрядцы считают заблудшими, идущими в вечную погибель; поэтому стараются совращать их в раскол". Кстати, выгорецкие младоверы были беспоповцами.
В 1722 году в Олонецкий край с директивой от Синода прибыл иеромонах Неофит с намерением устроить "разглагольствование" с выгорецкими жителями и доказать правоту господствующей церкви. Но это "ток-шоу" кончилось для него провалом. Самоуверенный Неофит полагал, что нет ничего проще продемонстрировать темным "раскольникам" их духовное невежество, но неожиданно столкнулся с мощнейшим интеллектуальным отпором. Основной документ этого "разглагольствования" - знаменитые "Поморские ответы" Андрея Денисова.
"Поморские ответы" были написаны в Петровскую эпоху, когда взаимоотношения младоверов с властью были гораздо сложнее и интереснее, чем это описывают некоторые исследователи. Выговцы никогда не считали Петра "антихристом". Конечно, они знали, что Антихрист уже правит миром сим, но полагали это правление неличностным, "духовным", не обманываясь насчет его прямого отождествления с какой-либо персоной.
Петр, озабоченный взятием шведского Нотебурга, дважды проезжал мимо Выгореции по знаменитой "Осударевой дороге", вызвав там некоторое напряжение. Но оба раза царь поинтересовался лишь исправной уплатой податей и, узнав, что с этим проблем нет, вынес вердикт: "Пускай живут".
Россия той эпохи остро нуждалась в развитии военной промышленности. И потому отношения петровской администрации и младоверов развивались на сугубо прагматической основе, тем более что среди выговцев было немало рудознатцев, крайне необходимых для горных заводов. В строительстве и работе горных и оружейных Петровских заводов (будущем Петрозаводске) выговцы приняли самое активное и - что немаловажно - вполне добровольное участие. А их специфика порою приводила просто к забавным, прежде немыслимым ситуациям, одну из которых описал петровский биограф Е. В. Барсов: "При входе Государь, встретив Симеона Денисова, начал с ним разговор:
- Кто ты, откуда и какого звания?
Тот двуперстным крестным знамением дал знать ему, что он "древлецерковного благочестия ревнитель".
- Добре крестишься, - сказал Государь".
Помимо работы на Петровских заводах выговцы вели и собственную купеческую деятельность, снабжая хлебом в том числе и Петербург. Естественно, что такая экономическая активность вызывала зависть у синодальных чиновников и московских бояр. Начались преследования, а то и прямой разбой. И тогда на свет появилась занятная "охранная грамота", подписанная "полудержавным властелином" Меншиковым в 1711 году: "По Санкт-Петербургской губернии всем вообще как духовного, так и светского чину людям и кому сей указ надлежит ведать, дабы впредь никто вышеупомянутым общежителям Андрею Денисову со товарищи и посланным от них обид и утеснения и в вере помешательства отнюдь не чинили под опасением жестокого истязания".
Младоверческое предпринимательство - это особая тема, очень плохо, к сожалению, ныне изученная, хотя самыми известными и богатыми русскими предпринимателями и меценатами были именно они. Иногда их деловую активность сравнивают с аналогичной у протестантов, которые, избавившись от папской власти, также интенсивно развивали экономику своих стран.
Каков же был стиль жизни в самой Выгореции? Изначально это был монастырь со всей причитающейся в таких случаях строгостью. Но затем, с принятием брачного устава, пары стали селиться в специально построенных скитах. А потом, когда этих пар стало слишком много, то и в самой обители. Получилась классическая коммуна, или, точнее, по ее масштабам (до 10 тыс. человек) независимая республика. Здесь процветали иконопись, книгоиздание, ремесла, предпринимательство и неслыханная за ее пределами свобода. Конечно, находились и собственные суровые моралисты, но их самих, как некогда семейные пары, стали постепенно отселять в скиты.
То, что они писали, дает нам довольно наглядное представление о "выгорецком стиле жизни" начала XIX века. Вот выдержка из писаний одного такого обличителя, ценная тем, что ее автор - один из старцев самой Выгореции: "В скиты же прийдут? Зрят не вдовствующия чистотою мужи и жены, но женящиися и посягающия видят, - иных же, и своих жен от себя изгнавших, с чужими живущих созерцают. В келии ли внидут? Видят не книги прочитаемы, но колыбели с отрочатами зыблемы. На одеяние ли воззрят? Не плачевные вретища, но драгих поставов одежды, - к тому же иностранных покроев шитые, - видят, подобно же и власов долгих ращение, у иных же калмыцкое тех стрижение созерцают. По путем ли пойдут? Но всюду юноши и девы друг с другом гуляющия видят. Уши ли ко звуку пустынному протянут? Но всюду бесовския песни глашаеми слышат. В домы ли внидут? Но чайники и рюмки с бутылками усмотрят и полки не церковными, но басненными книгами обтиснены увидят..."
Выгорецию уничтожили в XIX веке. Начал угрюмый солдафон Николай I, а довершил этот погром Александр II, которого теперь называют "реформатором". После его гибели романовщина окончательно превратилась в самопародию. Александр III, этот Брежнев XIX века, прославился лишь одним bon mot, которое и поныне твердят официозные "патриоты": "У России только два союзника - ее армия и флот". Нашли чем гордиться... Но к Святой Руси это, как и последовавшие события, не имеет уже никакого отношения.
Мир стал единым, и Русь больше не имеет географической локализации. Она относится к нынешней Федерации примерно так же, как отнесся бы внезапно воскресший Платон к современным Афинам - европейским задворкам с разноцветными туристами и одинаковым повсюду MTV.
ВАДИМ ШТЕПА, Петрозаводск